Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона

Остались вопросы?

+375 (29) 823-82-85 info@bernoulli.by

С 1 января 2018 г. изменен подход к выбору объекта проверки в связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. N 376 "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности".

Отбор субъектов хозяйствования для проведения выборочной проверки осуществляется в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. N 43 (далее - методика).

Методика разработана в целях отбора субъектов для включения в планы выборочных проверок контролирующими (надзорными) органами согласно перечню контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. Данный перечень утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Под субъектами (проверяемыми субъектами) понимаются:

- организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика;

- представительства иностранных организаций;

- индивидуальные предприниматели;

- нотариусы;

- лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;

- лица, осуществляющие ремесленную деятельность;

- лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма;

- временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Методика описывает проводимый контролирующим (надзорным) органом комплекс мероприятий по определению критериев оценки степени риска. На основании таких критериев осуществляется отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок. Выделяют следующие этапы системы оценки степени риска:

- выявление риска;

- определение субъектов с риском;

- определение и согласование с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности критериев оценки степени риска;

- оценка степени риска;

- определение субъектов с высокой степенью риска;

- анализ информации, имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа, а в случаях, установленных законодательством, сбор дополнительной информации о субъектах с высокой степенью риска;

- анализ возможности выявления и (или) устранения нарушений субъектами с высокой степенью риска законодательства иными формами государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки;

- отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок.

Рассмотрим подробнее вышеуказанный порядок формирования системы оценки степени риска для выбора объекта проверки.

Контролирующий (надзорный) орган осуществляет выявление риска исходя из его сферы контроля (надзора). Причем выявление риска может осуществляться как по одной, так и по всем сферам контроля (надзора).

Затем контролирующий (надзорный) орган формирует перечень субъектов с риском, подпадающих под сферу контроля (надзора).

Перечень также может определяться либо по каждой сфере контроля (надзора), либо по нескольким, либо по всем сферам контроля (надзора).

В перечень субъектов с риском не включаются субъекты, в отношении которых:

- не проводятся проверки в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь";

- в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение выборочной проверки;

- не истекло три календарных года с года окончания предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, проведенной данным контролирующим (надзорным) органом или его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).

После формирования перечня субъектов с риском контролирующий (надзорный) орган проводит работу по определению критериев оценки степени риска.

До 1 февраля 2018 г. все контролирующие (надзорные) органы разработали критерии оценки степени риска с учетом специфики сферы, где осуществляется контроль (надзор), которые согласовали с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. Облисполкомами и Минским горисполкомом при разработке критериев оценки степени риска были использованы рекомендации, данные в пределах своей компетенции республиканскими органами государственного управления по вопросам и сферам, относящимся к вопросам и сферам контроля (надзора) местных исполнительных и распорядительных органов.

Информация об утвержденных критериях оценки степени риска будет размещена на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет.

Контролирующий (надзорный) орган каждому критерию оценки степени риска присваивает балл в зависимости от величины риска нарушения субъектом законодательства.

Каждый из субъектов, включенных в перечень на втором этапе определения степени риска, следует соотнести с установленными выше критериями. Так, если указанный критерий присутствует у субъекта, то ему присваивается балл согласно шкале, определенной контролирующим (надзорным) органом, если критерий отсутствует - 0 баллов. Степень риска определяется путем суммирования баллов по всем критериям оценки степени риска, присутствующим у субъекта.

Хотелось бы отметить, что критерии оценки степени риска при необходимости будут актуализироваться в целях повышения их эффективности и в случае изменения законодательства.

Следующим этапом контролирующий (надзорный) орган определяет субъектов с высокой группой риска.

Так, субъекты по итоговой сумме баллов располагаются в порядке убывания от максимального к минимальному, а затем к ним применяется индикатор высокой степени риска, превышение которого определяет отнесение субъекта к высокой степени риска.  Индикатор высокой степени риска рассчитывается как среднее арифметическое всех сработавших баллов субъектов умноженное на повышающий коэффициент 1,2, если контролирующий (надзорный) орган не установит более высокий повышающий коэффициент. В данном случае индикатор должен быть равен 70% сработавших баллов. Таким образом, доля субъектов с высокой степенью риска, превышающей данный индикатор, составит не более 30%. 

Субъекты, которые не имеют рисков, определенных контролирующими (надзорными) органами, либо если их сумма баллов ниже индикатора высокой степени риска, не подлежат отбору в качестве проверяемых субъектов для проведения выборочных проверок.

Каждый контролирующий (надзорный) орган самостоятельно устанавливает повышающий коэффициент к индикатору высокой степени риска в большем размере, чтобы осуществить отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок с учетом имеющихся у него трудовых ресурсов.

Для Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь значение индикатора высокой степени риска в отношении проверяемых субъектов определяется только на основании критериев оценки степени риска без учета вышеуказанной формулы. Такие же нормы установлены для Национального банка Республики Беларусь в отношении банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь".

Методикой установлены особенности в отношении контролирующих органов, осуществляющих контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов. Контролирующие органы включают субъектов, относящихся к этой сфере контроля, в группу субъектов с высокой степенью риска без применения балльной оценки и индикатора высокой степени риска при соответствии субъекта половине и более критериев оценки степени риска. Причем количество таких критериев у контролирующего органа должно составлять не менее 4.

В отношении субъектов, отнесенных к высокой группе риска, с целью их дальнейшего отбора для включения в план выборочных проверок контролирующий (надзорный) орган проводит анализ имеющейся у него информации.

В частности, учитывается следующая информация:

- представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

- полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

- полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;

- полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

Затем контролирующий (надзорный) орган изучает возможность выявления и (или) устранения нарушений законодательства с использованием иных форм государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки.

В случае невозможности выявления либо устранения нарушений законодательства с использованием иных форм государственного контроля (надзора) контролирующий (надзорный) орган принимает решение о включении субъектов с высокой степенью риска в планы выборочных проверок.

В настоящее время контролирующими (надзорными) органами проводится работа по утверждению разработанных и согласованных критериев оценки степени риска с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

Отбор объектов для проведения выборочных проверок в соответствии с новой методикой основан на качественном и всестороннем анализе информации, которой располагают контролирующие (надзорные) органы, а в план выборочных проверок будут включаться не все субъекты, занимающиеся определенным видом деятельности, а действительно имеющие высокий риск совершения правонарушений.

 

РАССКАЗАТЬ

 

+375 (29) 823-82-85

Вверх
Мы используем cookie - файлы для улучшения нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookie - файлов. Больше информации…